Генконсульство России в Салониках
Генконсульство/ Пенсионные вопросы

Пенсионные вопросы

 

 

 

Внимание! С 1 февраля 2015 года материалы по вопросам назначения, перерасчета, перевода, восстановления назначенной пенсии предоставляются исключительно напрямую (лично, по почте, через законного представителя) в Департамент Пенсионного фонда России по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей:

http://www.pfrf.ru/pens_rus_citizens_abroad/

тел. 007 495 987 80 30 (многоканальный)
факс 007 495 987 80 70
почтовый адрес: 119991, г.Москва, ул.Шаболовка, д.4

ВАЖНО: граждане, зарегистрированные по месту жительства в России, обращаются по вопросам пенсии в территориальные органы ПФР по месту регистрации, либо по месту пребывания.

Так же обращаем Ваше внимание, что «свидетельство о нахождении в живых» заменено новым документом – «Актом о личной явке гражданина» (с подробной информацией можно ознакомиться в разделе Акты о личной явке).

Граждане Российской Федерации имеют право на пенсию независимо от места жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Лица, проживающие в Греции, могут реализовать свое право на пенсию по двум вариантам:

  1. новое назначение пенсии лицам, выехавшим за рубеж до наступления права на пенсионное обеспечение. Этот вариант может быть реализован только при условии наличия гражданства Российской Федерации. То есть если иностранец, работавший в России, выехал из страны, к примеру, до наступления пенсионного возраста, пенсия ему не может быть назначена, если иное не предусмотрено международным договором;
  2. восстановление выплаты пенсии, которая была назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации до отъезда из России. Этот вариант распространяется как на граждан России, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. Т.е. если иностранцу в России была назначена пенсия, он будет продолжать ее получать и при выезде из нашей страны в случае соответствующего волеизъявления.

Подать заявление о назначении/восстановлении пенсии в органы пенсионного обеспечения со всеми необходимыми документами можно следующими тремя способами:

  • лично;
  • через своего законного представителя, чьи полномочия должны быть оформлены в нотариальном порядке;
  • переслать по почте.

См. раздел "Контакты Пенсионного Фонда Российской Федерации"


Такой документ граждане, проживающие за границей, могут оформить как в консульском учреждении Российской Федерации, так и в компетентном органе иностранного государства по месту своего жительства.

В случае непредставления указанного документа выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После его представления выплата пенсии восстанавливается (возобновляется) с момента приостановления (прекращения), но не более чем за 3 года назад.

Перевод сумм пенсии за пределы Российской Федерации осуществляется ежеквартально.

Иностранные документы, представляемые в целях пенсионного обеспечения, должны быть удостоверены путем проставления "апостиля" в компетентном органе страны проживания в соответствии со ст. 4 Гаагской Конвенции от 05.10.1961 г. и иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.

Граждане Российской Федерации, выехавшие за границу и зарегистрированные на территории России подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории РФ, не имеющие регистрации на территории РФ и не состоящие на консульском учете, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Российские граждане, постоянно проживающие в Греции и состоящие на консульском учете в Генконсульстве России в Салониках, могут подать заявление о назначении пенсии через Генконсульство.

Для назначения самого распространенного вида трудовой пенсии - пенсии по старости необходимо представить:

  • анкета лица, желающего получать российскую пенсию (бланк анкеты);
  • заявление о назначении пенсии (бланк заявления);
  • документ, удостоверяющий личность и гражданство лица (паспорт гражданина Российской Федерации либо его нотариально заверенную копию);
  • документы о страховом стаже (трудовую книжку либо ее копию, или оригиналы справок о периодах работы);
  • оригинал справки о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности на территории Российской Федерации с указанием переименования организации;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или, в случае его отсутствия, анкету застрахованного лица (заполняется на основании свидетельства о рождении и заграничного паспорта гражданина Российской Федерации);
  • военный билет или оригинал справки военного комиссариата о периоде прохождения военной службы по призыву;
  • документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Рос-сийской Федерации, выдаваемый дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства (бланк документа).

Кроме того, могут потребоваться документы:

  • о нетрудоспособных членах семьи;
  • подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
  • об изменении фамилии, имени, отчества, если такое производилось;
  • справка, уточняющая льготный характер работы (для досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Оформлять документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, при подаче указанных документов не требуется. Такой документ необходимо будет представить на следующий выплатной год.

Выплата пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется независимо от даты выезда граждан за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое, а также от места их жительства и от наличия у них российского гражданства. На основании волеизъявления граждан пенсия может выплачиваться на территории Российской Федерации или переводиться за пределы РФ по месту их жительства.

Для получения пенсии на территории Российской Федерации гражданам следует обращаться в орган, осуществлявший их пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства в Российской Федерации.

Для перевода суммы пенсии за пределы Российской Федерации следует обращаться непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Российские граждане, постоянно проживающие в Греции и состоящие на консульском учете в Генконсульстве России в Салониках, могут подать заявление о восстановлении выплаты пенсии через Генконсульство.

Для восстановления выплаты пенсии необходимо представить:


Оформлять документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, при подаче указанных документов не требуется. Такой документ необходимо будет представить на следующий выплатной год.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы», Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» некоторым категориям граждан Российской Федерации устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (далее - ДЕMО), назначение и выплата которого осуществляется в порядке, установленном для назначения и выплаты соответствующей пенсии или ежемесячного пожизненного содержания судьи.

Подробную информацию о категориях граждан, которым положена выплата ДЕМО, Вы можете найти в соответствующем разделе сайта Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Для назначения ДЕМО необходимо представить следующие документы:

  • заявление о назначении ДЕМО;
  • копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации за границей;
  • документ, подтверждающий льготный статус;
  • справку о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое);
  • документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации;
  • банковские реквизиты.

Выплата ДЕМО производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии.

Для продления выплаты ДЕМО необходимо ежегодно представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых на 31 декабря каждого года, а также нотариально заверенную копию действующего паспорта гражданина РФ.

Для подтверждения гражданства Российской Федерации, кроме паспорта гражданина РФ, может быть принят документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, содержащий сведения о паспорте гражданина РФ с указанием даты выдачи и даты окончания срока его действия.

Пенсионное обеспечение граждан, выезжающих (выехавших) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2001 № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”.

Действие настоящего Федерального закона, в соответствии со статьей 5, распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

Порядок выплаты трудовой пенсии гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386 “О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации”.

На основании указанного Положения гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсия (кроме социальной), назначенная в соответствии с российским законодательством, может выплачиваться как на территории Российской Федерации, так и переводится за границу по месту их постоянного жительства.

Действовавший до 01.01.2002 Закон Российской Федерации от 20.11.90 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” был введен в действие в полном объеме с 01.01.92 года.

Правовых оснований для восстановления выплаты пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, не имеется.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации принято постановление от 27.02.2002 № 17/19пб “Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Пунктом 6 настоящих Правил установлено, что граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Подача заявлений он-лайн на выдачу пенсионных справок и составления акта о личной явке

Обращаем внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации», в соответствии с которым изменился порядок оформления ряда документов, представляемых в целях выплаты (перевода) пенсии.

 В подтверждение факта нахождения в живых с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период консул не выдает, как ранее, нотариальное свидетельство «о нахождении в живых», а составляет акт о личной явке гражданина (его законного представителя).

 Обращаем внимание на то, что новый порядок позволяет обращаться за документом, подтверждающим факт нахождения гражданина в живых (актом о личной явке) не по состоянию на 31 декабря каждого года, а в любое удобное для заявителя время, каждый последующий акт будет оформляться не ранее чем через 12 месяцев со дня составления предыдущего.

 Акт оформляется только при личном обращении в Генеральное консульство. Акт о личной явке для получения российской пенсии направляется в Пенсионный фонд России Генеральным консульством и действует 365 дней с момента оформления. Существенным моментом дальнейшей передачи данного акта в ПФР - консульское учреждение не выдает его "на руки" заявителю, а самостоятельно с ближайшей дипломатической почтой направляет в МИД России, которые в последующем передает акт в центральный орган Пенсионного фонда, который в свою очередь направляет указание продолжает выплату пенсии в тот территориальный орган ПФР, которые осуществляет выплату пенсий. На руки заявителю выдается только расписка-уведомление о составлении Акта о личной явке.

 Если по уважительной причине вы не можете лично приехать в Генеральное консульство для подтверждения факта о нахождении в живых, то вы можете подготовить документы у греческого нотариуса либо в муниципальном центре обслуживания населения. Одновременно с этим напоминаем вам, что оформленный греческими властями документ необходимо легализовать: поставить штамп «апостиль» и сделать перевод на русский язык (см. раздел “Нотариат”).